Иногда в литературе упоминаются игры, в том числе и шахматные, о которых неизвестно, существовали ли они в действительности. Здесь речь пойдет о таинственной и почти неизвестной игре – т.н. чосонских шахматах. Чосон – одно из названий Кореи (в настоящее время оно принято в КНДР). Следовательно, естественно предположить, что чосонские шахматы – это шахматы корейские, т.е чанги. Но оказывается, что это совсем не так! Однако сначала разберемся, что вообще известно о чосонских шахматах и откуда они взялись. Известно о них очень немного, а взялись они из книги американского писателя Джека Лондона «Смирительная рубашка (Странник по звездам)». Д. Лондон написал эту книгу в то время, когда он увлекался идеей реинкарнации, т.е. переселения душ. В ней главный герой, Даррел Стэндинг, сидит в тюрьме, а его душа совершает различные переселения, в том числе и попадает в Корею, находясь в теле англичанина Эдама Стрэнга, жившего, как сообщает сам главный герой, «примерно между 1550 и 1650 годами». В процессе своих корейских похождений он и знакомится с чосонскими шахматами. Вот что об этой игре говорится в книге (глава 15): «Она была не похожа на западные шахматы, хотя в основе своей совпадала с ними, так как восходила к тому же первоисточнику, вероятнее всего, - к индийским шахматам. Доска вместо наших шестидесяти четырех клеток имела восемьдесят одну клетку. Игроки вместо наших восьми пешек располагали каждый девятью, и ходили эти пешки по-другому, хотя и с ограничениями, принятыми у нас. В чосонских шахматах было по двадцать фигур с каждой стороны, включая пешки, вместо наших шестнадцати, и расставлялись они в три ряда, а не в два, как у нас. Девять пешек занимали передний ряд; в среднем ряду помещались две фигуры, напоминавшие наши ладьи, в третьем, заднем, ряду в центре располагался король, а с каждой его стороны располагались в следующем порядке такие фигуры: «золотая монета», «серебряная монета», «конь» и «копье». Заметьте, что в чосонских шахматах нет ферзя. Еще одно коренное отличие от наших шахмат заключалось в том, что взятая фигура не снималась с доски, а становилась фигурой противника, и дальше ею ходил он.» Сразу видно, что чосонские шахматы очень похожи на шахматы японские, т.е. сёги, и большинство людей, впервые знакомящихся с чосонскими шахматами, полагает, что это и есть сёги, только под другим названием. Правда, в книге не очень понятно говорится о судьбе взятых фигур, но это, скорее всего, просто неудачное изложение идеи о переходе побитых фигур в плен, когда такая фигура все-таки уходит с доски (хотя и может на нее вернуться в дальнейшем), но не выходит из игры. Конечно, непонятны фигуры в среднем ряду. Часто высказывается мнение, что это ладья и слон («летающая колесница» и «угловой ходок») японских шахмат. Т.е. выходит, что Д. Лондон принял слона за ладью. Однако это крайне маловероятно, ведь даже тот, кто впервые знакомится с шахматами, вряд ли перепутает такие фигуры. Впрочем, аргумент в пользу несовпадения шахмат чосонских и японских можно найти в той же главе, в самом ее конце. Вот как проводится там сравнение этих двух игр: «Здесь, в Фолсемской тюрьме, есть один японец, осужденный за убийство. … Я беседовал с ним о шахматах, и выяснилось, что та игра … очень похожа на японские шахматы. Между ними гораздо больше сходства, чем между каждой из них и западными шахматами.» Заметьте, речь идет именно о сходстве, пусть даже самом близком, но не о тождестве! Но что же тогда представляют собой чосонские шахматы? И что за фигуры стоят в среднем ряду? Об этом мы можем только догадываться. Но давайте хотя бы сделаем попытку разгадать эту загадку. Из всех шахматных фигур на ладью больше всего похожа пушка. Так может быть, в среднем ряду чосонских шахмат стояли пушки? Это представляется маловероятным, т.к. возникает следующее неудобство: пушки могли бы первым ходом безнаказанно бить противостоящие им пешки, что приводило бы к мало интересной игре. А попытки избежать этого привели бы к введению дополнительных правил, носящих очень искусственный и неудобный характер. Поэтому предлагается следующее объяснение: в среднем ряду стояли ладьи, но имеющие право на превращение, как в сёги, и, следовательно, это были не совсем ладьи в понимании западного шахматиста, каким и был Д. Лондон.
Итак, с полным основанием можно только сказать, что чосонские и японские шахматы почти совпадают, но именно только почти. Может быть, чосонские шахматы были самым близким «родственником» или даже одним из предшественников нынешних сёги? И закономерно возникает еще один вопрос: где возникли чосонские шахматы (если они вообще существовали, а не возникли как плод фантазии или ошибки) – в Корее или в Японии? Нам известен один из ранних предшественников современных сёги – это малые хэйанские сёги. От нынешних сёги они отличаются, в частности, тем, что средний ряд в них пустой. Возможно, что японцы решили видоизменить эту игру (что они делали много раз – ведь известно много вариантов прежних сёги), и под влиянием корейских и китайских шахмат, в которых в среднем ряду стоят две пушки, ввели в средний ряд хэйанских шахмат ладьи, дав им право на превращение. Конечно, интересно узнать, от кого Д. Лондон узнал о чосонских (и японских) шахматах, т.е. кто были его информаторы и заслуживают ли они доверия. Возможно, справедливо следующее. Д. Лондон мог детально ознакомиться с этими играми, когда работал военным корреспондентом во время русско-японской войны 1904-1905 гг., причем его долгое время держали в тылу, в Корее, подальше от линии фронта, проходившей в Маньчжурии. Дело в том, что он осуждал поведение Японии, и японцам это естественно не нравилось. Конечно, находясь достаточное долгое время в Корее, он вполне мог ознакомиться с корейскими и японскими играми (поскольку Корея была тогда оккупирована японцами) из первых рук. Но подводя итог, следует признать, что существование чосонских шахмат не может пока считаться доказанным. В этом отношении они напоминают тибетские шахматы, о существовании которых говорит ряд историков шахмат, но о которых современные тибетцы ничего толком сказать не могут, хотя и признают, что в прошлом какая-то национальная шахматная игра у тибетцев пожалуй была. В конце концов, можно предположить различные, и при том достаточно достоверно выглядящие, причины того, почему чосонские шахматы (если они действительно существовали) были преданы забвению. Вот одна из них. Если чосонские шахматы были созданы японцами, то корейцам была неприятна сама мысль об их популяризации из-за антияпонских настроений. А если они были созданы корейцами, то японцы могли усмотреть в этом ущемление своей национальной гордости, т.к. ставилась под сомнение идея японского приоритета (для сравнения - ведь арабам нравится, что изобретенные в Индии цифры, которыми пользуется теперь весь мир, называются не индийскими, но арабскими). Однако, пусть даже исторически не достоверно существование чосонских шахмат, было бы очень интересно сыграть в них как в вариант сёги, т.е. заменив слона на ладью. Тогда выяснилось бы, чем они отличаются от нынешних «классических» сёги (я не хочу применять выражение «в чем они уступают», ведь что хуже, а что лучше – это дело вкуса). На мой взгляд, бесспорно одно: появление новой фигуры добавляет в игру новые возможности.
|