Тобит — хакасская настольная логическая игра типа шашек.
В доиндустриальный период сетка для игры чертилась прямо на поверхности земли, фигурами для игры служили бабки (хазых) или другие кости домашних животных. Существовало несколько вариантов игры. Последние изменения в правила внесены после республиканской Спартакиады национальных видов спорта.
Доска и фигуры
На доске нанесена сетка, которая состоит из девяти линий — чолов, пять из которых параллельные друг другу и равные по длине, пересекаются под прямым углом с четырьмя параллельными друг другу и равными по длине чолами, причем концы их выходят за пересекаемые им линии.
Пространство между чолами, называемое кёл, имеет форму квадрата. Чолы, направленные от одного партнера к другому по вертикали считаются продольными, пересекающие их — поперечными.
Фигуры для игры — хулы (по 12 белых и черных), расставляются на противоположных концах продольных чолов, а также на перекрестках продольных и крайних поперечных чолов и на концах крайних поперечных чолов.
Ходы фигур
Хулы ходят по чолам прямо вперед, вправо и влево, на расстояние до соседнего свободного перекрестка или до конца чола. Если в процессе игры хул достигает противоположного конца любого продольного чола, он превращается в тобит, получая дополнительное право ходить назад. У каждой стороны одновременно может быть несколько тобитов.
Тобит, в отличие от простого хула, имеет право ходить на любой из свободных перекрестков по чолам, по прямой в любом из четырех направлений. Становиться можно только на свободные перекрестки или концы чолов. Перескакивать через свои хулы тобит не может.
Ход
Ходом считается передвижение хула от одного перекрестка к другому. Взятие, независимо от числа фигур, есть один ход. Право первого хода за белыми фигурами.
Нотация
Нотацией игры в тобит называется система условных обозначений. Так все концы чолов и перекрестки нумеруются от 1 до 38.
В начале игры партии белые хулы занимают номера от 1 до 12, черные — от 27 до 38.
Ход записывается через тире (7—14, 29—22) и т. д.
При взятии запись такая же, только вместо тире ставится двоеточие (8:22). Если взято несколько фигур, записываются все перекрестки, на которых совершалось изменение направления взятия (7:21:23:36).
Игровое поле
Определение результатов
Результатом встречи может быть утыс — победа, и хайым — ничья.
Партия считается проигранной одним из участников, если:
а) он сам признал поражение;
б) все его фигуры взяты;
в) все хулы лишены возможности сделать очередной ход, так как перекрыты фигурами соперника на концах чолов. Победитель за утыс получает 2 очка, проигравший — 0.
Хайым заключается:
а) по обоюдному согласию игравших;
б) при трехкратном повторении позиций.
Обоим игрокам присуждается по 1 очку.
============================================================================
Приведу пару примеров характеризующую эту игру (диаграмма #1).
Возникла решётчатая позиция, в которой чёрные угрожают ходами 1…16-23 и 1…24-23, но у белых находится разменная комбинация. 1. 14-7 1:14 2. 20-21 14:28 3. 30-29 28:30 4. 22-23 24:22 5.32-31. Подударная цепь выстроена. 5…30:32 (диаграмма #2). 6.38:25:11:9:23:21 и куда бы чёрные ни сдвинули шашку, оппозиция будет не в их пользу. 6…17-24. Не спасает 6…17-16 7. 21-22 и т. д. 7. 21-22 24-31 8. 22-23 31-32 (8…31-37 9. 23-24 Х.) 9. 23-24 32-38 (или 9…32-33) 10. 24-25 Х. Дамки в Тобите сильно ограничены и поэтому игра имеет своеобразную, неповторимую специфику.
Надо заметить, что в окончании 1×1 ничьих не бывает из-за оппозиции, а в дамочных окончаниях 2×2 или 3×3… дамки должны держаться в центре во избежание той же оппозиции.
Белые начинают и выигрывают (диаграмма #3). 1. 29-28! 21:34. У чёрных на доске появляется вторая дамка. 2. 24-23 16:30 3. 32-25 18:32 4. 33:31:29 (диаграмма #4). Возникла потрясающая позиция для шашек. Одна белая простая шашка расправляется с двумя дамками! Такое возможно только в Тобите. 4…34-28. Аналогично белые выигрывают при ходе 4…36-30 5. 29:31 34-28 6. 31-30 с оппозицией в пользу белых. 5. 29:27 36-30 6. 27-28 30-23 7. 28-29. У чёрных снова два возможных направления, которые не могут их спасти от оппозиции. 7…23-16 8. 29-22 16-17 9. 22-23 17-10 10. 23-16 10-11 11. 16-17 и после 11-5 или 11-12 выигрывает 12. 17-10 или 17-18 Х.
Ссылки: http://www.shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-2153.html
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тобит |