Главная | Регистрация | Вход
Альтернатива (Мир Абстрактных игр)
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [114]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Шахматы Семедо, или сорокаклеточные шахматы

    Особое место среди вариантов китайских шахмат занимает загадочная старинная китайская шахматная игра, описанная ниже. О ней известно очень мало, и само ее существование некоторые ставят под сомнение. Описана она в книге Т. Хайда (T. Hyde) “Mandragorias, seu Historia Shahiludii” (Мандрагориас, или История Шахматных Игр),  Oxonia (Oxford), 1694, сс. 158-178. Та часть книги, в которой описана эта загадочная игра, написана по латыни. “Мандрагориас” – это, согласно Хайду, древнеиндийское название шахмат, которые изобрел индиец Нассир Дахер около 500 года нашей эры. В этой книге описаны различные варианты шахмат, в том числе и китайских. Причем для последних приведены два варианта. Один из них – это обычные сянци, а вот второй вариант заслуживает особого разговора.
    Обычные сянци описаны в книге совершенно верно, если не считать одной маленькой неточности: иероглиф для ферзя изображен там вверх ногами. Однако эта единственная и к тому же несущественная неточность в описании сянци Хайдом, поэтому материал этой книги вполне заслуживает доверия. 
    Хайд в своем описании этой игры опирался на работу португальских миссионеров в Китае в 1-ой половине 17-го века. Главой этой миссионерской миссии был Альваро Семедо. Поэтому эту игру можно было бы назвать шахматы Семедо. Это название удобно из-за своей краткости. Однако Альваро не был изобретателем этих шахмат, поэтому следует им подыскать также и другое название. По причинам, указанным ниже, мы будем в дальнейшем называть их 40-клеточными шахматами.
    Приступая к описанию игры,- сначала покажем доску с фигурами (см. диаграмму 15). Фигуры на этой диаграмме обозначены ради простоты не символами, а своими названиями в переводе на русский. Однако для одной из фигур, названной котел с порохом, было выбрано ради краткости другое название – бомба.
    Поскольку в описании ничего не говорится о цвете фигур разных игроков, а различать фигуры все же нужно, то для фигур в нижней части диаграммы эти названия записаны жирным шрифтом, а для фигур в верхней части - обычным.
    В тексте оригинала фигуры обозначены не символами или буквенными сокращениями, а их полными названиями на латыни. Их фонетическая или иероглифическая запись по-китайски отсутствует. На диаграмме ниже названия фигур приведены в переводе на русский язык.

                         При попытке познакомиться с этой игрой возникает проблема, состоящая в том, что описание игры дано очень кратко. Видимо сам автор описания не изучил ее в должной мере. Не приводится даже ее название. Казалось бы, раз это тоже китайские шахматы, но на меньшей доске, то ее можно назвать «малые сянци». Но вспомним, что сянци буквально означает «игра слонов», а в этой игре нет ни одного слона. Предлагаю такой вариант. По аналогии со стоклеточными шашками назовем ее  «сорокаклеточные шахматы» (поскольку размер доски 5х8=40). Приведем теперь перевод описания с языка оригинала – латыни (перевод выполнен профессиональным латинистом Сергеем Корчицким, проживающим в Минске, Беларусь).                                                 И вот об этих делах Д. Тригавтий пишет, что старики, чтобы скоротать время и развлечься, играют в шахматы, не совсем похожие на наши. Король никогда не выходит за пределы ближайших своему местоположению 4 клеток, это касается и двоих ученых - помощников короля. Ферзя нет. Впереди у них есть две другие фигуры, не обделенные силой, которые сами они называют котлами с порохом. Рядом с ними стоят два коня и впереди них - пешки, которые на этих двух линиях выдвинуты на одну клетку. Ходит эта фигура почти так же, как наши ладьи, однако она не может бить короля - предводителя войска - если между ней и атакуемым королем нет другой фигуры, либо своей, либо соперника. Отсюда следует, что от удара атакуемый король может уклониться тремя способами: во-первых, так сказать, небольшим отклонением тела и достойным бегством на соседнюю клетку или позицию; во-вторых, закрыться еще одной фигурой; в конце концов, если бок совсем оголен, тогда он может приказать удалиться своему воину, который его закрывает. 
    Вышеупомянутые котлы ходят тем же образом, что и ладьи у других народов, т.е. быстро, так же как ядра из бомбарды. 

    А теперь постараемся, исходя из здравого смысла, восстановить полностью правила, по которым должны ходить фигуры в этой игре. Мы примем, что король и ученые ходят на одно поле (разумеется, только в пределах дворца).
    Котлы с порохом – это, конечно, бомбы или мины. Здесь выбран вариант «бомба». Скорее всего, эта фигура - предшественник китайской шахматной пушки, ведь при ее описании использовано слово «бомбарда», а это название старинной пушки. Ясно, что бомба атакует (шахует) короля, как пушка. А как обстоит дело с нападением на другие фигуры и просто с ходами? В тексте оригинала сказано ясно, что эти фигуры ходят почти как ладьи, а отличия касаются только атаки на короля. Пожалуй, это вполне логично, поскольку, ведь если бы эти фигуры были полностью аналогичны пушкам, то было бы заманчиво начинать игру тривиальным, а потому неинтересным ходом: бить противолежащую (фланговую) пешку. Поэтому примем, что бомбы ходят и бьют как ладьи, и только шахуют как пушки. 
    Хотя в описании и говорится, что ферзя нет, но фигуры под названием «ученые» - это наверняка аналог китайских ферзей. Четыре клетки, за которые не могут выходить король и ученые, это конечно дворец или его границы. Вполне естественно задать вопрос, что такое дворец в этой игре. Если предположить, что король находится на оси симметрии дворца, то на роль дворца может подходить и горизонталь, на которой стоит король (т.е. один дворец – это крайняя нижняя горизонталь, а другой – крайняя верхняя). Если это кажется нелогичным (поскольку тогда на территории дворца должны находиться и 2 не ближайшие к королю клетки, где стоят кони), тогда можно предположить, что, либо дворец представляет собой несимметричную фигуру, либо дворец имеет площадь более 4 клеток. Однако, на мой взгляд, скорее всего, дворец – это те поля, на которых в начальной позиции стоят король, ученые и 3 пешки прямо перед ними. Тогда получается, что 4 клетки, о которых говорится в описании, это угловые клетки дворца. Остается открытым вопрос, как ходят король и ученые в пределах этого прямоугольного дворца. Можно допустить, что эти фигуры ходят на соседнее поле, причем король ходит ортогонально (по горизонтали и вертикали), а ученые/ферзи – диагонально, т.е. как и в обычных сянци. 
    Но это только предположение, вполне возможно, что в этой игре данным фигурам было разрешено ходить на любое соседнее поле в любом направлении в пределах дворца. Последнее более вероятно, т.к. малые размеры доски и без того сужают игровые возможности, а наложение дополнительных ограничений на ходы сужает их еще больше.
    Что касается коней, то эти фигуры во всех шахматных играх (по крайней мере, во всех известных мне вариантах) имеют одинаковые начальные и конечные точки траектории хода. Поэтому совершенно естественно принять, что это справедливо и для сорокаклеточных шахмат. Однако в некоторых играх кони  могут перепрыгивать через фигуры (например, в европейских и японских шахматах), а в других (сянци, чанги) – нет. Если принять, что кони перепрыгивать не могут, то в сорокаклеточных шахматах будут слишком часто возникать ситуации, когда кони окажутся блокированными. Действительно, пространство доски здесь небольшое, а фигур относительно много, значит, пока побитых фигур мало, то на доске «теснота», и потому на стадиях дебюта и миттельшпиля такие ситуации неизбежно будут часто возникать. Кроме того, тот факт, что поля доски являются квадратами, как в западных шахматах, позволяет сделать предположение, что и в чем-то другом игра сохранила западный характер. Тогда естественно предположить, что кони ходят «по-западному», т.е. могут прыгать через фигуры.
    Остаются пешки. Будем считать, что поскольку эта игра – разновидность китайских шахмат сянци, то пешки в обеих играх идентичны. Т.е. до пересечения средней горизонтали (она же 5-я горизонталь, она же горизонтальная ось симметрии доски) они ходят и бьют на одно поле и только вперед, а после пересечения этой горизонтали они приобретают усиление и становятся способны дополнительно бить и ходить на одно поле вправо и влево по горизонтали. Однако ни при каких обстоятельствах они не могут ходить назад.                                     Тот факт, что полем служит квадрат, а не точка, говорит о западном (индо-ирано-арабском) влиянии. Возможно, эта игра не успела «китаизироваться» (под китаизацией здесь понимается, прежде всего, замена квадратного поля на точечное) потому, что она, скорее всего, была в ходу недолго.  Малый размер доски означает, что игра эта была, по-видимому, не очень сложна. Видимо, поэтому о ней вскоре и забыли.
    Наверняка найдутся такие читатели, которые посчитают, что существование этой игры сомнительно. Однако известно, что христианские миссионеры очень добросовестно относились к изучению той страны, в которую их командировали, а китайцам не было смысла их их обманывать. Поэтому, на мой взгляд, само существование этой игры не должно вызывать сомнения. Однако нельзя исключать возможных ошибок или недоразумений.                                                                                       Мы призываем тех, кто попробует испытать предложенные правила в практической игре, поделиться опытом и впечатлениями. Вполне возможно, что будут найдены логичные основания по изменению или подтверждению приведенных выше правил на основе таких критериев, как естественность и привлекательность (или каких-нибудь других). Особенно, по моему мнению, это относится к тому, как ходят король и ученые, разрешать или нет коням перепрыгивать через фигуры, а также к установлению правил для пешек.                   Отметим, что 40-клеточные шахматы напоминают существующую в настоящее время китайскую игру, называемую звериные шахматы или борьба животных (доу шоу ци). Иногда эту игру называют также «джунгли». 
    Действительно, довольно близки размеры досок в обеих играх – 5х8 и 7х9. Кроме того, в обеих играх размер доски по горизонтали меньше размера по вертикали (что верно также и для сянци), вдобавок в двух этих играх поле – квадрат, а не точка, что не типично для китайских игр. Следовательно, вполне естественно допустить особое родство этих двух игр. Возможно, что звериные шахматы – отдаленный потомок шахмат сорокаклеточных.
    Правда, здесь говорилось, что сорокаклеточные шахматы не успели китаизироваться потому, что существовали недолго. Почему же тогда не произошла китаизация звериных шахмат, которые благополучно дожили до наших дней?
    Во-первых, в жизни определенную роль играет случайность. А во-вторых, это в основном детская игра, интеллектуалы в нее уж точно не часто играли, на нее обращалось, скорее всего, гораздо меньше внимания, следовательно, было немного желающих и реформировать ее, она находилась на периферии интересов серьезных любителей интеллектуальных настольных игр, и возможно поэтому она смогла сохранить архаичные черты.
    Было бы очень желательно, чтобы на информацию о таинственных сорокаклеточных шахматах обратили внимание те, кто интересуется историей шахмат, а также этнографией и культурой Китая. Возможно, китайские источники содержат информацию об этой игре. Было бы интересно детально познакомиться с отчетами миссионерской группы Альварио Семедо и китайскими материалами о ее работе.
    В Интернете был раньше помещен перевод книги А. Семедо на английский язык, однако в последнее время при попытке открыть этот материал получаешь ответ, что это опасный сайт. В английском переводе название этой книги выглядит так: The History of that Great and Renowned Monarchy of China (История Великой и Знаменитой Китайской Монархии).  Текст, посвященный этому варианту шахмат, который раньше был легко доступен в Интернете, практически полностью совпадает с текстом в вышеприведенной книге Хайда (у Семедо не упоминается про некоего Тригавтия, о котором говорит Хайд).

    Категория: Мои статьи | Добавил: kislev (29.10.2014) | Автор: Лев Кислюк
    Просмотров: 764 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: