Главная | Регистрация | Вход
Альтернатива (Мир Абстрактных игр)
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [114]
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Правила игры в Большие стоклеточные шахматы (Grosschess)
    Большие стоклеточные шахматы (Grosschess) это шахматная игра, разработанная Всеволодом Дубровским из Москвы.
     
    Вступление.

     

    Идея, касающаяся создания стоклеточных шахмат, пришла ко мне в сентябре 1953 года в Киеве, когда я поступил на III курс музыкального училища. Занимаясь любыми делами, всю свою жизнь впоследствии я жил под давлением, появившихся в Киеве замыслов, связанных с разработкой теоретических обоснований игры в 100-клеточные шахматы.

    Не утомляя Вас рассказом о путях поисков новых решений, скажу, что Московскую Олимпиаду (1980г.) я встретил своеобразным спортивным достижением - комплектом стоклеточных шахмат, расставленных на столе и представленных в I части сайта под названием «Стоклеточные шахматы». Оставались вопросы и вопросики, но в принципе поставленная задача была решена.

    При беглом взгляде на 100-клеточную шахматную доску, на которой находилось 40 шахматных фигур, мне показалось, что шахматная доска заполнена не в полной мере - слишком много свободного места. Я стал считать.

    На классической шахматной доске, имеющей 64 квадрата, располагается 32 шахматные фигуры (по 16 фигур с каждой стороны). Количество фигур по отношению к количеству квадратов на классической шахматной доске составляет 50%.

    На 100-клеточной шахматной доске располагается 40 шахматных фигур (по 20 фигур с каждой стороны). Количество фигур по отношению к количеству квадратов на 100-клеточной шахматной доске составляет 40%.

    Чтобы 100-клеточные шахматы приравнять к классическим шахматам по наполняемости шахматной доски фигурами, необходимо с каждой стороны ввести по 5 новых фигур дополнительно.

    Вначале я эту идею отбросил как непосильную и неподъёмную. У меня не было душевных сил и эмоциональной энергии для поиска ещё пяти новых шахматных фигур. Проявлялась усталость и желание не заниматься больше шахматными разработками, но мозг продолжал работать мимо моей воли.

    Во мне, в то время как бы жило и действовало два человека. Один говорил: «поставленная задача по реализации проекта, связанного со 100-клеточными шахматами решена, все получилось нормально и надо остановиться, следует думать над публикацией произведения, не распыляться на пустые мечтания». Другой говорил так: «надо искать, нельзя останавливаться, эта задача не менее интересна, надо пытаться идти – путь одолевает идущий, ты что – сдался, ты слабый и ничего не можешь? – поднимайся и иди, думай и придумаешь».

    В голове бродили всякие мысли. Не напрягая мозг конкретно на поиск новаций, я вспомнил о старинной шахматной фигуре, носившей название Ферзь. Старинный Ферзь мог перемещаться, всего лишь, на смежный квадрат по диагонали. Чем не идея - возродить в 100-клеточных шахматах старинного Ферзя?

    В противовес этой фигуре может быть фигура, перемещающаяся с квадрата на квадрат по горизонтали и вертикали. Слабые в функциональном отношении шахматные фигуры также могут быть полезными в шахматном поединке, всё зависит от шахматиста.

    Затем, фигуры объединяющие в себе чрезвычайно интересные сочетания функций слона и коня, ладьи и коня… Когда были установлены функции четырёх фигур, то на пятой я «завис» и не мог сдвинуться с места. Лет 10 понадобилось, чтобы внести ясность в функции пятой фигуры, где постепенно вырисовывалось сочетание игровых особенностей Генерала и Шута.

    Пять новых шахматных фигур были найдены без особых страданий и мучений, но если разместить на шахматной доске по 5 фигур с каждой стороны, то получится асимметрия. Первоначальная расстановка шахматных фигур предполагает симметрическое расположение боевых сил и поэтому фигура Офицер выступает в двух экземплярах.

    Встал вопрос, связанный с публикацией шахмат. Я робел и боялся уничтожающей критики. Некоторые издатели проявляли весьма сдержанный интерес к новинке, другие проявляли нездоровый интерес, наталкивающий меня на мысль о том, что стоклеточные шахматы могут быть опубликованы под другой фамилией. Но главное в том, что все редакторы, не познакомившись детально с материалами, тут же собирались вносить свою редакцию и коррекцию, что меня настораживало. Я решил освоить полиграфию самостоятельно.

    В одной из типографий требовался разнорабочий. Я пошел на эту должность и, познакомившись с целым ряд полиграфических профессий, решил издать шахматный проект без шума, как рядовую печатную продукцию. Я стал выпускать журнал под названием «Амати» (имеется в виду Андреа Амати - гениальный итальянский скрипичный мастер, родоначальник семейства струнно-смычковых инструментов и профессии, носящей название скрипичный мастер к числу которых я принадлежу).

    В пятом номере журнала «Амати» (сентябрь 1997г.) я опубликовал «Стоклеточные шахматы» и посвятил их Москве, в честь 850-летия города. Публикация была не полной и составляла только начальный вариант, первую версию стоклеточных шахмат, представленную в настоящем сайте под названием «Стоклеточные шахматы».

    Я подумал, что, если издать все мои предложения сразу, то это может показаться сильным нагромождением, непомерной перегрузкой в восприятии и составить трудности в освоении стоклеточных шахмат. Ведь, в классическом варианте шахмат действует только пять шахматных фигур, а я дополнительно к классике, ввожу семь новых шахматных фигур. Такое количество шахматных фигур может оттолкнуть шахматистов.

    Я решил, что разумно будет не торопиться, а издать стоклеточные шахматы частично, ту версию, где вводится в игру всего две новые фигуры и некоторые поправки к известным Правилам шахмат. Провести несколько турниров, посмотреть на реакцию шахматистов, приучить их к действующей системе стоклеточных шахмат, к тому, что стоклеточные шахматы существуют в реальности, заручиться поддержкой энтузиастов в кругах шахматистов, если такие появятся и затем опубликовать все целиком.

    Я и сегодня допускаю, что дополнения к первой версии стоклеточных шахмат, о которых пойдет речь ниже, могут вызвать у шахматистов сомнения.

    Первый вариант стоклеточных шахмат, представленный в первой части сайта, является завершенным шахматным проектом, который может существовать как самостоятельный вид шахматного спорта.

    В настоящем разделе предлагаются дополнения к первой версии стоклеточных шахмат. Поэтому, стоклеточные шахматы, изложенные в первой версии, совместно с дополнениями к ним составляют второй вариант стоклеточных шахмат, именуемый «Большие стоклеточные шахматы» или, для краткости, Большие шахматы (Grosschess).

    Я вижу для себя задачу в том, чтобы высказать свои соображения, которые мне представляются важными, нужными, вызванными требованиями времени. На мой взгляд, 100-клеточные шахматы с дополнениями, представляющие собой второй вариант шахматного проекта, под названием "Большие стоклеточные шахматы", вполне приемлем, творчески интересен, жизнеспособен и в освоении не сложен. Современные шахматисты вполне готовы к Большим стоклеточным шахматам.

    Дело в том, что Патент на изобретение стоклеточных шахмат, полученный мной в 2003 году и показанный в первой части сайта, выдан по моей заявке на второй вариант стоклеточных шахмат, где первая версия стоклеточных шахмат служит аналогом (автором которого я являюсь), на который я ссылался при оформлении патентной заявки. Обилие шахматных фигур, действующих во второй версии, убедило экспертную комиссию в новизне предложения и его патентоспособности.

    Благодарю Вас за внимание, проявленное Вами к моим разработкам, приглашаю Вас к стоклеточной шахматной доске и желаю Вам творческих успехов не только в шахматах, но и во всех Ваших добрых делах.


    Большие стоклеточные шахматы отличаются от стоклеточных шахмат тем, что к комплекту шахматных фигур, действующих в стоклеточных шахмат, дополнительно вводится ещё 5 новых, оригинальных, разноплановых в функциональном и визуальном отношениях, шахматных фигур, одна из которых дублируется. Следовательно, в игру вводится шесть новых шахматных фигур.

    Большие стоклеточные шахматы, расширяют игровые возможности шахматиста, развивают его творческое видение шахматной доски, создают предпосылки для создания новых непривычных композиционных образований, представляют собой усложненную шахматную структуру и предъявляют к шахматистам повышенные требования в интеллектуальном отношении.

     

                                  Правила Больших стоклеточных шахмат.

     

                                                 1. Общие положения.

     

    1. Цели и задачи игры в Большие стоклеточные шахматы совпадают с целями и задачами игры в стоклеточные шахматы.

    2. Правила игры в Большие шахматы полностью соответствуют Правилам игры в стоклеточные шахматы.

    3. Стоклеточная шахматная доска сохраняется в прежнем виде.

    а). Названия вертикалей, не смотря на присутствие новых шахматных фигур, остаются прежними;

    b). Квадраты, на которых изначально располагаются шесть новых шахматных фигур на 2-й и 9-й горизонталях, названия не носят;

    4. Шахматные фигуры, действующие в стоклеточных шахматах, в Больших стоклеточных шахматах функционируют аналогично.

    5. В игру в Большие шахматы вводится 5 новых оригинальных, разнообразных в функциональном отношении шахматных фигур, расположенных на 2-й и 9-й горизонталях.

    Шахматная фигура «Королева» - (Queen)      

    Шахматная фигура «Принц» - (Prince)             

    Шахматная фигура «Марс» - (Mars)               

    Шахматная фигура «Стрелец» - (Sagittarius)   

    Шахматная фигура «Офицер» - (Offizer)          

     

    Шахматная фигура, находящаяся на вертикали «е», является «сильной» фигурой.Сильная фигура, покинувшая королевскую вертикаль, становится обычной фигурой, фигура вновь пришедшая на королевскую вертикаль - вновь сильная и так далее. 

    Сильные фигуры специального обозначения не имеют.

    6. Буквенные обозначения названий шахматных фигуры в английском представлении (в скобках русские обозначения названий шахматных фигур):

    a). Шахматные фигуры располагаются с учётом их важности и силового фактора в игре.

    «K» - King, (Король - рус. «Кр»); «Q» - Queen, (Королева - рус. «Кв»);

    «P» - Prince, (Принц - рус. «П»); «F» - Ferz, (Ферзь - рус. «Ф»);

    «M» - Mars, (Марс - рус. «М»); «S» - Sagittarius, (Стрелец - рус. «Ст»);

    «R» - Rook, (ладья - рус. «Л»); «G»- General, (Генерал - рус. «Г»);

    «Z» - Zany, (Шут - рус. «Ш»); «B» - Bishop, (слон - рус. «С»);

    «N» - Knight, (конь - рус. «К»); «O» - Offizer, (Офицер - рус.«О»);

    - пешки буквенного обозначения не имеют, указываются только поля их нахождения и перемещения. В английском варианте шахматная фигура Ферзь называется «Ferz» и в нотациях обозначается буквой «F».

    в). Новая шахматная терминологии:

    - взятие фигуры обозначается знаком «х», вместо знака «:»;

    - «шах» обозначается знаком «+», как и раньше;

    - двойной «шах» - «++»;

    - «мат» - «#»;

    - взятие пешки «на проходе» обозначения не имеет. Ход пешки, пересекающей атакованный квадрат, может иметь тройную запись. Пояснение - «Правила стоклеточных шахмат». Раздел 11 - «Атакованное поле», пункт 2 - «Разнотипные ходы».

    7. Шахматные фигуры, находящиеся на 2-й и 9-й горизонталях могут совершить свой первый ход в специальном режиме.

    8. 

    Диаграмма 11. Большие стоклеточные шахматы.

     

    Расстановка шахматных фигур в исходной позиции.

                                   2. Новые шахматные фигуры.

    1. Шахматная фигура «Королева», «Queen».

    Шахматные фигуры Королевы изначально располагается на квадратах королевской вертикали «е»: е2 – «белые» фигуры, е9 – «чёрные» фигуры.

    В Правилах шахмат ФИДЕ, шахматная фигура Ферзь обозначается латинской буквой «Q» от слова «Queen», что означает «Королева». Среди названий шахматных фигур в России Королевы нет, а есть Ферзь. Слово Ферзь происходит от персидского «ферз», что означает «полководец» (Энциклопедический словарь под редакцией Б.А.Введенского). В связи с тем, что на 100-клеточной шахматной доске появилась шахматная фигура под названием «Королева», то в 100-клеточных шахматах Королеве и принадлежит буквенное обозначение «Q», а Ферзь обозначается латинской буквой «F» или русской буквой «Ф» и называется «Ferz» (в английском варианте).

    В основу функциональных свойств фигуры Королевы положены самобытные способности старинной шахматной фигуры, именуемой Ферзём, и упраздненной в XV веке в результате реформации шахмат. Старинный Ферзь перемещался с квадрата на смежный квадрат по диагонали и контролировал 4 близлежащих поля.  Старинная шахматная фигура  Ферзь вернулась на 100-клеточную шахматную доску под названием "Королева". Шахматная фигура Королева по высоте составляет среднеарифметическую величину между высотами шахматных фигур Короля и Ферзя. Шахматная фигура Королева представляется в трех видах: Королева, «сильная» Королева и «коварная» Королева.

    а). Шахматная фигура Королева.

    В нотациях шахматных партий Королева обозначается русскими буквами «Кв» или латинской буквой «Q». Условно-графическое изображение шахматной фигуры «Королевы» для диаграммных представлений основано на переплетении двух различных по величине эллипсов (по принципу обручальных колец), в которых располагаются веточки цветов, имеющих место на короне Короля. На всём пространстве шахматной доски, кроме королевской вертикали «е», функции шахматной фигуры Королевы состоят в том, что она ходит только на одну, рядом находящуюся клетку по диагонали во всех направлениях. Таким же образом Королева атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры. Королева контролирует 4 квадрата, расположенных по диагонали.

    Диаграмма 12.  Шахматные фигуры «Королева» и «Принц».

    1. Шахматная фигура Королева - Квi4;

    2. Шахматная фигура «сильная» Королева» - Кве4;

    3. Шахматная фигура Принц- Пi8;

    4. Шахматная фигура «сильный» Принц Пе7;

    5. Стрелочками показаны возможные ходы, атакующие и защитные способности фигур.

    b). Шахматная фигура «сильная» Королева.

    Королева, занимающая любой квадрат на королевской вертикали «е», является и называется «сильной» Королевой.

    Функции «сильной» Королевы расширяются, и она действует так, как свойственно играть Шуту, не обладающему дальнобойными способностями. Сильная Королева действует в пределах двух квадратов в диагональных направлениях и прыгающими свойствами не обладает. Сильная Королева способна совершать огибающие ходы, как это свойственно Шуту, а также принимать участие в пешечных рокировках. Сильная Королева контролирует 12 полей без учёта занимаемого поля.

    Королевы, как и Шуты, в быту реальной жизни, бойцовскими свойствами не обладали. В шахматах принимается во внимание характер поведения реальных лиц королевского двора и правила игры построены так, что названные шахматные фигуры между собой встретиться в обоюдной схватке не могут и сбить друг друга не способны. Королевы и Шуты разведены по разным цветовым полям. «Белые» фигуры – «белопольная» Королева; «чёрные» фигуры - «чернопольная» Королева.

    c). Шахматная фигура «коварная» Королева.

    В связи с тем, что Королева носит женское начало, то без коварства Королеве не обойтись. Коварства Королевы выходят за общепринятые рамки традиций шахматной игры и движения коварной Королевы отличаются оригинальными, необычными и непривычными свойствами в проведении атакующих действий. 

    «Коварная» Королева – непременно «сильная» Королева, ресурс действий которой составляет два квадрата. Обычная Королева коварством не обладает. Только «сильная» Королева может быть «коварной». Коварная Королева прыгающими способностями не обладает. Коварство Королевы заключается в некоторых игровых способностях, которыми не обладают остальные шахматные фигуры и до сих пор в шахматах не применялись.

    1. Коварная Королева одним ходом может сбить нападающую на неё пешку или фигуру, находящуюся на смежном квадрате по диагонали и возвратиться на прежнее место. Такое поведение Королевы объясняется тем, что функциональный ресурс Королевы составляет два квадрата и Королева, сбив нападающую на неё фигуру на смежном диагональном квадрате, имеет ресурс силой в один квадрат для возвращения на прежнее место. Запись такого хода состоит из трёх частей.

    2. Коварная Королева одним ходом может сбить не одну, а две пешки или фигуры, расположенные по диагонали и попадающие под контроль атакующих действий коварной Королевы. Королева, сбив нападающую на неё фигуру, не возвращается на прежнее место, а сбивает попутно ещё одну фигуру на смежном по диагонали квадрате, используя атакующий ресурс в полной мере. После этого Королева возвратиться обратно не может, так как она использовала весь свой функциональный ресурс. В этом случае нотация тройная.

    3. Коварная Королева, после взятия пешки или фигуры противника, находящейся на смежном квадрате, может занять любой свободный квадрат.

    Указанные качества делают Королеву довольно сильной и непредсказуемой фигурой, с коварством которой приходится считаться.

    Диаграмма 13. Шахматная фигура «коварная» Королева.

    1. Шахматная фигура «коварная» Королева - Кве7; 2. В соответствии с шахматными традициями в данной ситуации должен следовать ход е5хd6 (еd), но только не в этом случае:

    а). Если e5xd6, то Кве7xd6-е7. Коварная Королева сбила пешку и вернулась обратно.

    b). Если e5xd6, то возможно Кве7xd6xc5 или Кве7xd6xc7 или Кве7xd6-е5;

    с). Прошу обратить внимание на последнюю запись возможного хода коварной Королевы. После e5xd6 квадрат е5 освободился. Коварная Королева, используя свой ресурс в 2 квадрата, может после взятия фигуры противника не только возвратиться на прежний квадрат, но и пройти дальше в любом направлении и занять свободный квадрат, создав новые угрозы.

    d). В данном случае следует сделать ход Сс5-b4. Отойти от возможной атаки коварной Королевы и если d6xе5 (de), то Сb4xe7.

     

    2. Шахматная фигура «Принц», «Prince». (Диаграмма 12).

    Шахматные фигуры Принцы изначально занимают квадраты: f2 – «белые» фигуры, f9 – «чёрные» фигуры. В нотациях шахматных партий фигура Принц обозначается русской буквой «П» или латинской «P».

    Основу для графического изображения фигуры «Принца» составляет символизированный треугольник, в центре которого изображено надфигурное украшение фигуры Короля. Воины некоторых королевских армий в старину носили головные уборы в виде шляп-треуголок – это и стало основанием для образа графического изображения фигуры «Принца» - молодого воина.

    Высота шахматной фигуры Принца приравнивается к высоте фигуры Генерала. Шахматная фигура Принц представляется в двух видах: Принц и «сильный» Принц.

    1. Функции шахматной фигуры Принца состоят в том, что Принц, в противовес Королеве, ходит по горизонтали и вертикали, только на один рядом расположенный квадрат, во всех направлениях. Таким же образом Принц атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры. Принц контролирует 4 близлежащих поля в горизонтальном и вертикальном направлениях.

    2. Принц, находящийся на любом квадрате королевской вертикали «е», является и называется «сильным» Принцем.

    «Сильный» Принц действует как Генерал, не обладающий дальнобойными способностями. Сильный Принц, как и Генерал, может совершать огибающие ходы, в результате чего, контролирует 12 полей, кроме занимаемого квадрата. Прыгающими свойствами Принц не обладает и в пешечных рокировках участия не принимает, так как в диагональных направлениях не действует. Сумма функций Королевы и Принца составляют функции Короля. Сумма функций сильной Королевы и сильного Принца соответствуют функциональным способностям сильного Короля.

    3. Право первого хода. Свой первый ход Принц может совершить, уподобляясь сильному Принцу. Это создаёт условия для скорейшего включению Принца в игру. Первый ход со своего квадрата является единственным ходом за игру.

    3. Шахматная фигура «Марс», «Mars».

    Марс – Бог войны, символ Божественного начала и покровительства шахматного королевства.

    Шахматные фигуры Марсы изначально занимают квадраты g2 – «белые» фигуры, g9 – «чёрные» фигуры. В нотациях шахматных партий фигура Марс обозначается русской буквой «М» или латинской «M».

    Главной святыней Бога Марса считался, якобы упавший с неба щит своеобразной формы, имеющий вырезы с обеих сторон. В Риме, во время праздника Марса, устраивались торжественные процессии со щитами. Именно щит с мечом стали основой условно-графического изображения шахматной фигуры Марса для представления её в диаграммах.

    Высота шахматной фигуры Марса примерно равна высоте фигуры Генерала. Фигура Марс представляется в двух видах: Марс и «сильный» Марс.

    1. Шахматная фигура Марс на всём пространстве шахматной доски повторяет функции классической ладьи, наделенной способностью совершать огибающие ходы, подобно шахматной фигуре «Генерал».  Марс - усиленная классическая ладья. Прыгающими свойствами фигура Марс не наделена. 

    2. Шахматная фигура «сильный» Марс, находящаяся на королевской вертикали «е», усиливается за счёт того, что к функциям ладь, умеющей делать огибающие ходы, добавляются ещё и функции классического коня. Только на вертикали «е» Марс совмещает в себе функции ладьи с огибающим ходом и классического коня. На остальных вертикалях Марс действует как ладья, усиленная огибающим ходом.

    Сильный Марс может совершить ход, атаковать фигуры противника и защищать собственные фигуры, действуя выборочно: либо как ладья с правом применения огибающего хода, либо как конь. Ограничений в выборе хода нет.

    3. Право первого хода. Свой первый ход Марс может сделать так, как если бы он находился на вертикали «е», как сильный Марс. Первый ход является единственным ходом за игру.

    Диаграмма 14.Шахматная фигура «Марс».

      

    1. Шахматная фигура Марс – Мh7;

    2. Шахматная фигура «сильный» Марс – Ме4;

    3. Стрелочками показаны ходы, атакующие и защитные свойства фигуры Марс.

    4. Дополнительно к функциям фигуры Марс, сильный Марс функционирует как классический конь (показано точками).

    4. Шахматная фигура «Стрелец» или «Кентавр», «Sagittarius».

    Название шахматной фигуры «Стрелец» позаимствовано из системы названий созвездий, входящих в структуру зодиакального цикла и представляет один из знаков Зодиака. Тип рождённого под этим знаком человека отличается храбростью, воинственностью, способностью совершать подвиги, склонностью к приключениям и авантюрам.

    Шахматные фигуры Стрельцы изначально занимают квадраты: d2 – «белые» фигуры, d9 – «чёрные» фигуры. В нотациях шахматных партий фигура Стрелец обозначается русскими буквами «Ст» или латинской буквой «S».

    Условно-графическое обозначение шахматной фигуры Стрельца подается в виде древнего оружия лука со стрелой и основывается на содержании легенды мифологического происхождения о зодиакальном созвездии под названием Кентавр, где действующие персонажи – кентавры являются полулюди – полукони и в сражениях пользовались луками и стрелами.

    Высота шахматной фигуры Стрельца примерно равна высоте фигуры Шута.  Шахматные фигуры Стрельцы на шахматной доске действуют в двух видах: Стрелец и «сильный» Стрелец.

    1. Шахматная фигура Стрелец действует на всём пространстве шахматной доски, повторяя функции классического слона, наделённого правом совершать огибающие ходы наподобие Шута. Стрелец - усиленный классический слон  Прыгающими свойствами Стрелец не обладает. Стрелец может принять участие в пешечных рокировках.

    2. Шахматная фигура «сильный» Стрелец, находящаяся на королевской вертикали «е», усиливается за счёт того, что к функциям слона, обладающего правом совершать огибающие ходы, добавляются ещё и функции классического коня. Только на вертикали «е» Стрелец сочетает в себе функции слона с огибающими ходами и классического коня. На всех остальных вертикалях Стрелец действует, как классический слон со способностями совершать огибающие ходы. Ограничений в выборе хода нет. Стрелец может на вертикали «е» поменять свой полецвет. Если до выхода на королевскую вертикаль Стрелец играл по «белым» полям, то, совершив ход конём, Стрелец будет играть по «чёрным» полям.

    3. Право первого хода. Свой первый и единственный ход Стрелец может сделать, уподобляясь сильному Стрельцу.

    Диаграмма 15. Шахматная фигура «Стрелец».

     

    1. Шахматная фигура Стрелец – Стd3; Стрелочками показаны ходы, атакующие и защитные свойства фигуры Стрельца.

    2. Сильный Стрелец - Сте8. Дополнительно к функциям фигуры Стрельца, сильный Стрелец функционирует как классический конь (показано точками).

    5. Шахматная фигура «Офицер», «Offizer».

    Шахматные фигуры Офицеры изначально занимают квадраты b2, i2 – «белые» фигуры, b9, i9 – «чёрные» фигуры. В нотациях шахматных партий фигура Офицер обозначается русскими буквами «Оф» или латинскими «Оf».  Приписки буквы "ф" и "f" требуются для отличия записи шахматной фигуры офицера от обозначения пешечной рокировки. 

    Шахматная фигура Офицер соединяет в себе некоторые принципы функциональных действий, свойственных шахматным фигурам Генералу и Шуту. От Генерала Офицер унаследовал способность перемещаться на два квадрата в горизонтальном и вертикальном направлениях. От Шута Офицер принял движения в диагональных направлениях.

    Фигура Офицер участвует в пешечных рокировках.

    Шахматная фигура Офицер представляется в двух видах: Офицер и сильный Офицер.

    1. Шахматная фигура Офицер, при движении вперёд, может ходить, атаковать фигуры противника и защищать собственные фигуры по вертикали, горизонтали и диагонали, в разных направлениях, в пределах 2-х квадратов. Офицер контролирует как рядом находящиеся квадраты, так и через квадрат. В обратном направлении фигура Офицер распространяет свои действия только на соседние, смежные квадраты по вертикали и диагонали. Движения Офицера в обратном направлении сокращены на один квадрат.

    Фигура Офицер прыгающими свойствами не обладает.

    2. Офицер, находящийся на любом квадрате вертикали «е», называется «сильным» Офицером. Сильный Офицер ходит, атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры по вертикали, горизонтали и диагонали в пределах 2-х квадратов во всех направлениях.

    Действия сильного Офицера симметричны и напоминают функции усечённого Ферзя.

    3. Право первого хода. Свой первый ход Офицер может осуществить прыжком через впереди находящуюся пешку или фигуру. Первый ход - это единственный ход за всю игру, когда Офицер имеет право перепрыгнуть через пешку или фигуру с целью незамедлительно войти в игру. Разумеется, что и второй Офицер имеет такое же право.

    Диаграмма 16. Шахматная фигура «Офицер».

     

    1. Шахматная фигура Офицер (Офh3) ходит, атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры по вертикали, горизонтали и диагонали во всех направлениях. Движения Офицера вперёд по вертикали, в обе стороны по горизонтали и в обе стороны по диагонали осуществляются в пределах 2-х квадратов. 

    В обратном направлении офицер (Офh3) функционирует только на смежные квадраты по диагонали и вертикали. 

    2. Шахматная фигура сильный Офицер (Офe8) функционирует симметрично во всех направления. 

    3. Первый и единственный ход за игру каждый Офицер может совершить прыгающим образом. Нотация: Офb2-b4;

    6. Дополнения. Пешки.

    В стоклеточных шахматах пешечные ряды представляют собой прямые линии по горизонтали. В связи с тем, что в Больших стоклеточных шахматах на 2-й и 9-й горизонталях дополнительно в игру введено по шесть шахматных фигур с каждой стороны, пешечные линии «белых» и «чёрных» фигур являются не прямыми, а извилистыми. 

    Пешки, расположенные на вертикалях «а», «с», «h» и «k», остаются на своих местах (2-я и 9-я горизонтали). Пешки, расположенные на вертикалях «b», «d», «e», «f», «g», «i» с каждой стороны выдвинуты на одно поле вперёд и находятся на 3-й и 8-й горизонталях. Образуются пешечные извилистые линии.  

    а). Каждая пешка, не зависимо от того на каком она находится квадрате изначально, свой первый ход может совершить как на один, так и на два квадрата.

    b). Квадрат преобразования проходной пешки в шахматную фигуру, по-прежнему, находится только на 1-й или на 10-й горизонталях. Проходная пешка, достигнувшая 2-й или 9-й горизонтали, не может превратиться в одну из шахматных фигур, изначально находящихся на 2-й или 9-й горизонталях.

    c). Проходная пешка, достигнувшая королевского квадрата соперника, может превратиться не только в шахматную фигуру, изначально находящуюся на 1-й и 10-й горизонталях, но и в новую фигуру, изначально находящуюся на 2-й и 9-й горизонталях по выбору играющего. Все остальные квадраты программируют превращение проходной пешки только в фигуру, изначально занимавшую квадрат превращения.

    d). Король одной стороны, занявший королевский квадрат другой стороны получает дополнительную пешку, которая может быть установлена на пешечное поле, находящееся как на 2-й или 9-й горизонталях, так и на пешечное поле, расположенное на 3-й или 8-й горизонталях. Проще говоря, новая пешка может быть установлена на любое поле извилистой пешечной линии.



    Источник: http://100chess.ru/pages/grandchess.html; http://100chess.ru/pages/pravila_bolshih_stokletochnyh_shahmat.html
    Категория: Мои статьи | Добавил: bajvik (03.01.2014) | Автор: Всеволод Дубровский
    Просмотров: 2173 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: