Главная | Регистрация | Вход
Альтернатива (Мир Абстрактных игр)
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [114]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Джетан, или Марсианские шахматы

    После ужина Дея Торис и Главнокомандующий

    играли в джетан – барсумскую разновидность шахмат.

    Эдгар Р. Берроуз. 

    Роман "Марсианские шахматы”

     

    В фантастическом романе Э. Р. Берроуза "Марсианские шахматы” (из серии "Марсианские хроники”) приводятся правила широко известной на Марсе игры "джетан”.

    Чтобы лучше понять названия фигур и дух джетана, необходимо окунуться в "атмосферу Марса”, и, возможно, в этом нам помогут строки из романа.

    "У нас на Марсе есть игра, похожая на шахматы, – сказал он (Джон Картер из Вирджинии), – очень похожая. Мы называем её джетан… Я всегда, играя в джетан, вспоминаю Тару, принцессу Гелиума…”

    "До сих пор Тара – принцесса Гелиума – не встретила в этом здании ни одного пешехода, однако на третьем этаже, куда их привёл У-Дор, в боковых помещениях было множество рассёдланных тотов, а спешившиеся всадники сидели, развалясь, упражнялись в фехтовании или играли в джетан…”

    "…Расседланные боевые тоты кормились в больших залах, а их всадники, свободные от дежурства, играли в джетан маленькими фигурками, вырезанными из дерева.”

    "Вновь Гохан повёл Тару к двери, за которой сидели игроки в джетан… Один из них сделал или собирался сделать ход, так как его пальцы застыли над фигурой, стоящей на доске. Остальные трое ждали хода…”

    Игра джетан отражает борьбу между чёрной расой юга и красной расой севера. "Преобладающая раса, в чьих руках находится прогресс и цивилизация, да и сама жизнь на Марсе, мало отличается от людей. …Кожа у них красномедного цвета. Красные люди Марса полностью подходят под стандарты англосаксов.” В марсианской серии Берроуза описываются и другие расы: белая, чёрная, жёлтая и зелёная.

    Чтобы лучше ориентироваться в воинских званиях и родах войск, приведём общие сведения о военной организации марсиан красной расы из фантастического романа "Великий воин Марса”.

    "Военные силы красных прекрасно организованы. Главная боевая сила – это воздушный флот, состоящий из разнообразных кораблей-флайеров – от тяжёлых боевых до разведочных (на одного человека). Вторые по значению – это пехотные формирования. Кавалерия используется только для патрулирования улиц и охраны городов и селений. Основная боевая единица – утан (сотня, рота), состоящая из ста воинов. Во главе утана стоит двар (капитан), которому подчиняется несколько падваров (лейтенантов). Одвар (генерал) командует умаком (дивизией) в 10 тысяч воинов. Следующий командный чин – джедвар, подчиняющийся только джеду или джеддаку.”

    Для тех, кто знаком с классическими шахматами, правила джетана не покажутся трудными.

    Доска и фигуры

    Для игры используется стоклеточная квадратная доска (10х10 клеток) из ста чередующихся чёрных и оранжевых квадратов-клеток. У одного игрока 20 оранжевых фигур, у другого 20 чёрных фигур. Начальная расстановка фигур перед игрой показана на рис 1.

    Для игры использовались разные фигурки, причём, фигурки высших рангов могли быть образами конкретных людей.

    Для игры можно взять доску для стоклеточных (международных) шашек и набор белых и чёрных фигур из классических шахмат. Для фигур пантанов и воинов можно взять чёрные и белые шашки.

    Ценность фигур

    Если пантана принять за одну боевую единицу, то воин равен двум пантанам, тот (всадник) – трём, падвар – четырём, двар – пяти, лётчик – шести, джед – семи. Принцесса не оценивается.

    При различных игровых ситуациях в джетане, как и в шахматах, фигуры могут менять свою ценность.

    Названия и ходы фигур

    Фигуры располагаются в два ряда. На Марсе доска обычно кладётся так, чтобы чёрные фигуры были расположены с южной стороны, а оранжевые – с северной.

    Пантан. Фигурка воина с одним пером на шлеме. На рис. 2 пантан изображён традиционной шашкой. Пантан ходит вперёд и в стороны на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали, но не назад.

    Тот (Конь. Всадник). Фигурка всадника с тремя перьями на шлеме, сидящего на марсианской лошади. На рис. 2 всадник изображён шахматным конём. Конь ходит на одну клетку прямо по вертикали или горизонтали и, затем на одну клетку по диагонали в любом направлении.

    Воин. Фигурка воина с двумя перьями на шлеме. На рис. 3 воин изображён шашечной дамкой (перевёрнутой или двойной шашкой). Воин ходит прямо на две клетки в любом направлении по вертикали или горизонтали, и в комбинации. В верхней части рисунка показан ход в комбинации. Крестиком обозначена клетка, на которую воин ступить не может, потому что не перепрыгивает через фигуры.

    Падвар (Лейтенант). Фигурка офицера с двумя перьями. На рис. 4 падвар изображён шахматной пешкой. Падвар ходит на две клетки по диагонали в любом направлении и в комбинации. На клетку, обозначенную крестиком, падвар ступить не может, потому что у него нет права перепрыгивать через фигуры.

    Двар (Капитан). Фигурка офицера с тремя перьями на шлеме. На рис. 5 двар изображён шахматным слоном. Двар ходит на три клетки по вертикали или горизонтали в любом направлении и в комбинации. Двар не может перепрыгивать через фигуры. На рисунке показаны два примера ходов в комбинации.

    Лётчик. Обозначается пропеллером с тремя лопастями. В некоторых странах Марса эта фигура называется Одвар (Генерал) и для игры используется фигурка генерала. Об этом отличии говорится в романе "Марсианские шахматы”.

    "Это значит, – ответил Вал Дор, – что ты не из Манатора. Ты говоришь не так, как манаториане. Они не называют эту фигуру лётчиком… Тот, кто стоит рядом с вождём или принцессой, называется у них "одвар”. Фигура имеет те же ходы и силу, что и лётчик в джетане других народов…”

    На рис. 6 генерал изображён шахматной ладьёй. Генерал ходит на три клетки по диагонали в любую сторону и в комбинации, может перепрыгивать через фигуры. На рисунке показаны два примера ходов в комбинации.

    Джед (Вождь). Фигурка вождя, украшенного короной или диадемой с десятью бриллиантами или жемчужинами. На рис. 7 вождь изображён шахматным королём. Вождь ходит на три клетки по вертикали, горизонтали или диагонали, а также – в комбинации. Через фигуры вождь перепрыгивать не может. На рис. 8 показано шесть примеров ходов в комбинации.

    Принцесса. Фигурка принцессы, украшенной короной или диадемой с одним драгоценным камнем. На рис. 1 (начальная расстановка фигур) принцесса обозначена шахматным ферзём. Принцесса ходит так же, как и вождь, но может перепрыгивать через фигуры. Однако, в отличие от всех фигур, принцесса не может бить фигуры противника.

    Из описания ходов фигур видно, что прыгать через фигуры (свои и чужие) могут только генерал и принцесса. Кроме того, эти прыгающие фигуры обладают ещё обходными ходами, которые называются "ходами в комбинации”. Вообще, в джетане ходы в комбинации разрешены всем фигурам, кроме пантана и тота. Все возможные ходы в комбинации при описании ходов фигур не приводятся. Понятие "ход в комбинации” означает, что фигура может изменить прямое направление движения хода, если ей мешает другая фигура (своя или чужая). Другими словами, если на пути выполняющей ход фигуры стоит другая фигура, то можно совершить обходной манёвр (встать на кривую дорожку). При комбинированном ходе игрок обязан выполнить фигурой полный ход на положенное её по правилам обязательное число клеток, и с последовательным поклеточным показом пути данной фигуры. Например, одвар стоит на расстоянии двух клеток от края доски. В этом случае он может сходить по диагонали на две клетки к краю доски и на одну клетку обратно по другой диагонали, отразившись подобно бильярдному шару под углом 90 градусов. Необходимо отметить, что при выполнении комбинационного хода диагональные фигуры (падвар, одвар) ходят только по диагонали, горизонтально-вертикальные фигуры (воин, двар) – только по вертикали и горизонтали, а вот универсальные фигуры (вождь, принцесса) – по вертикали, горизонтали и диагонали. Единственный запрет при ходе в комбинации – это пересечение одной и той же клетки дважды. Но это касается лишь вождя и принцессы, которые ходят на три клетки в любом направлении.

    1.

    2.

    3..

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.


    Правила

     

    Джетан – игра для двоих. Общие правила джетана сходны с шахматными. Это касается троекратного повторения позиции, правила "тронул – ходи” и правил игровой этики.

    Перед игрой проходит жеребьёвка в два этапа: (1) сначала угадывается цвет фигур, (2) затем определяется заходчик. Один из игроков зажимает в одном кулаке оранжевую фигуру, в другом – чёрную. Второй игрок указывает на любой кулак и ему даются фигуры угаданного цвета. Обычно при жеребьёвке используется игральная кость-кубик. Иногда цвет фигур и заходчик определяются одним броском игральной кости: тот, который выбросил большее количество очков на верхней грани кубика, становится заходчиком с оранжевыми фигурами.

    После оконченной партии игрок-победитель имеет право на первый ход в новой партии, но он может передать это право заходчика своему противнику.

    Ходы делаются поочерёдно.

    Цель игры: побить принцессу или вождя противника.

    Если игрок ставит свою фигуру на клетку, занятую фигурой противника, то фигура противника считается побитой, снимается с доски и дальнейшего участия в игре (в этой партии) не принимает.

    Марсиане играют в джетан по-разному. Обычно назначается ставка, которую получает победитель, но также игрок может платить противнику за каждую свою побитую фигуру в соответствии с её ценностью.

    Принцесса не может ставится на клетку, находящуюся под боем (подобно шахматному королю, не имеющему права ходить под шах) и не может брать (бить, рубить) неприятельские фигуры. У принцессы есть право на один удивительный ход в партии, который называется "бегством”. Этим прыжковым ходом игрок может снять свою принцессу с опасной клетки и поставить её на любую клетку доски, не находящуюся под боем неприятельских фигур.

    Игра сразу же заканчивается выигрышем игрока: (1) если его вождь побьёт вождя противника; (2) если любая его фигура побьёт принцессу противника, хотя вождь противника находится на доске; (3) если у него остались три фигуры, а у противника – две, и в ближайшие десять ходов (по пять с каждой стороны) не выявился победитель; (4) если у него и у противника осталось по три фигуры (вождь, принцесса и ещё фигура), но у противника третья фигура ниже по рангу, и в ближайшие десять ходов (по пять с каждой стороны) не выявился победитель.

    Исход игры решается жребием, если вождь взят неприятельской фигурой. В этом случае противник зажимает в каждом кулаке по одной фигуре разных цветов, и если игрок, потерявший вождя, угадает фигуру своего цвета, то игра продолжается без вождя, если же не угадает, – то партия считается выигранной противником.

     

    Словарик

     

    В объяснении марсианских титулов и званий приведены наиболее близкие земные значения и соответствия.

     

    Эдгар Райс Берроуз (1875–1950 гг.) – американский писатель. Автор фантастических и приключенческих романов, в том числе многотомной серии о Тарзане (человеке, выросшем в дебрях Африки среди обезьян) и ряда фантастических романов из серии "Марсианские хроники” ("Принцесса Марса, или Дочь тысячи джеддаков”, "Великий воин Марса”, "Марсианские шахматы” и др.).

     

    Ясум – Земля по-марсиански.

     

    Барсум – Марс по-марсиански.

     

    Сак – прыжок.

     

    Джон Картер – землянин, американец из Вирджинии, попавший на Марс, главнокомандующий Гелиума, муж принцессы Деи Торис (дочери джеддака Гелиума).

     

    Джеддак – король; верховный вождь; император.

     

    Джеддара – королева.

     

    Принцесса – дочь джеддака, королевна, царевна.

     

    Пантан – пехотинец, обычно: воин-наёмник.

     

    Воин – воин регулярной армии государства, воин-телохранитель или гвардеец джеддака.

     

    Джед – вождь, князь.

     

    Двар – капитан, сотник, командир сотни (роты).

     

    Падвар – лейтенант (командир обычно над двадцатью воинами), командир взвода.

     

    Одвар – генерал, командир дивизии.

     

    Тидвар – полковник, тысячник, командир полка.

     

    Джедвар – маршал.

     

    Тот – марсианская бескопытная лошадь с восемью ногами (по 4 с каждой стороны) с широким плоским хвостом большего размера у кончика, чем у основания. Во время бега хвост держит прямо. Рот разделяет голову почти до самой шеи. Кожа гладкая серо-голубая, брюхо белое. Ноги окрашены от серо-голубого цвета сверху до ярко-жёлтого снизу.




    Источник: http://logus-games.ucoz.ru
    Категория: Мои статьи | Добавил: bajvik (19.09.2013) | Автор: Из будущей книги И.Фадеева
    Просмотров: 1461 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: