Я долго ходил вокруг этой темы, не решаясь написать про неё. С одной стороны — тема, безусловно, интересная, с другой — у меня очень мало фактического материала. Тоже во многом из-за специфичности истории. И, наконец, я решился написать всё, что известно мне, с надеждой, что опубликованная статья поможет мне найти тропинки к новой информации. И тогда я напишу продолжение.
Эта картинка — пусть и хорошо сделанный, но современный розыгрыш. А у нас речь пойдёт о подлинных играх довоенного периода, разработанных внутри НКВД и (как бы это патетично ни звучало) не только в интересах самого НКВД, но и государственных интересах.
Подступить к этой теме можно с разных сторон. В моих статьях, пожалуй, самым частым сюжетом является «известный писатель и настольные игры». Точно так же, когда речь заходит о спецслужбах, популярным является рассуждение о том, должен ли литератор приравнивать к штыку перо или талант делает его настолько выше окружающих, что и гражданином может он не быть. С одной стороны, принято цитировать Мандельштама про руки брадобрея, забывая, что стихотворение посвящено автору «Неистового Роланда», по совместительству — губернатору. А с другой, не убрать из отечественной культуры резидентов разведки в Тегеране, Париже и Стокгольме Грибоедова, Тургенева и Воскресенскую, цензора Фета, заведующего особой канцелярией МВД Даля... Блок работал в ВЧК, а Есенин ездил набираться впечатлений о Шаганэ в гпушном спецвагоне.
Вот так и сегодняшний герой. Он не только известный писатель и выдающийся учёный, но и кадровый сотрудник НКВД. За что в конце 80-х разные авантюристы и карьеристы пытались сбросить его с корабля современности. Дескать, никогда и ни за что хороший человек и т.п. Время расставило всё на свои места. Про тех авантюристов никто не помнит, а сегодняшний герой продолжает оставаться одной из ярких личностей 20 века.
Думаю, уже понятно, что речь идёт про Антона Семёновича Макаренко. И авторство игр достаточно условно. Игры разрабатывались созданным им коллективом. Но так уж сложилось, что его указывают автором этих игр.
Портрет Макаренко
Педагогическая деятельность Макаренко известна хорошо, так же хорошо известно, что в этой деятельности игровая составляющая занимала не последнее место. Колонисты разгадывали ребусы и головоломки, устраивали чемпионаты по ими самими придуманной спортивной игре «Горлёт». Но такой частный случай, как настольные игры, к сожалению, выпал из общей картины.
Т.е. с точки зрения науки сказано много и хорошо, а вот правила конкретных игр, в которые играли колонисты, найти практически невозможно. Поэтому сперва немного теории. Думаю, обширная цитата из «О воспитании молодёжи» вполне уместна:
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет... Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.
В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребёнок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться, — в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, из него вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.
Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.
Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре нет ответственности. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.
Чем же всё-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.»
Думаю, тут и современным геймдизайнерам есть над чем подумать. Критерии хорошей игры заданы чёткие, но сделать такую игру не так-то просто.
Организатор игровой деятельности (называя эту должность современным языком) в колониях Макаренко Виктор Николаевич Терский перечислял следующие типы игр, которые использовались в воспитательной деятельности:
- Конкурс смекалки.
- «Горлёт».
- Игры технические (изготовление механических игрушек).
- Литературно-театральные игры.
- Разнообразные игры аттракционного характера, не имевшие особых названий.
- Оригинальные игры, которые настолько различны, что их нельзя отнести к определённой группе. Среди них и подвижные и полуподвижные, проводившиеся на полу большого зала.
- Особые игры-экскурсии.
- Настольные игры.
К сожалению, интересующие нас игры стоят на последнем месте. И надо учесть, что сюда включаются и обычные шашки и шахматы. Но и необычные тоже!
«В «тихом» клубе альфрейные потолки и великолепная мебель: четыре восьмигранных дубовых стола, окружённых светлыми венскими стульями. «Тихим» клуб называется потому, что в нём нельзя громко разговаривать. Здесь можно читать, играть в шахматы, шашки, домино и другие настольные игры.»
«Марш 30 года»
Поэтому первой игрой, о которой стоит рассказать, будут многоэтажные шашки, они же шашки Макаренко. Главное тут — избежать путаницы. Популярная в 19-м веке русская игра — столбовые шашки — тоже имела одним из вариантов названия многоэтажные шашки.
Столбовые шашки отличались от обычных тем, что сбитая шашка не уходила с поля, а попадала под низ башки, которая её побила. И если башня била башню, то верхняя шашка одной башни шла под низ другой.
Шашки Макаренко пошли диаметрально противоположным путем. У нас есть те же стартовые поля для расстановки шашек, но при расстановке можно ставить несколько шашек на одно поле тоже в виде башни (многоэтажной шашки). Если такую башню бьют, то в отбой уходит только верхняя шашка башни, а все остальные продолжают оставаться на поле. И следующим ходом имеют неплохой шанс отомстить обидчику.
Чем выше шашка, тем она сильнее. Но тем меньше всего шашек у игрока. Поэтому можно использовать для игры два комплекта шашек.
Если же эти два комплекта расставить на стартовые поля обычных шашек в двойном количестве, то получится игра двойные шашки или двухэтажные шашки.
Современный латышский шашист Марис Дурейс придумал игру «Трибуны», они же шашки Дурейса. Используются так же два комплекта шашек. В первом ряду (на третьей горизонтали) стоят одиночные шашки, во втором — двойные, ближе всего к игроку — тройные. Правила же не меняются. Эта игра не имеет прямого отношения к Макаренко, но показывает, что идеи, заложенные колонистами Макаренко в придумывание новых шашечных игр по-прежнему живы.
А что будет, если в зависимости от высоты башни будут меняться её возможности? Получится совсем другая игра. И такая игра тоже есть — шахматы Макаренко. Правда, тут уже понадобится по 4 шашечных комплекта на игрока. 47 шашек уходит у каждого на первоначальное выставление фигур. Пешка стоит 1 шашку, король — 8, ферзь — 7, слон — 5, конь — 4, ладья — 3. Фигуры высотой в 2 и 6 именуются супер-пешкой и супер-слоном. По ходу игры можно разделять одну свою фигуру на несколько меньшей стоимости или объединять несколько в одну. Как следствие из этого — можно есть короля. Но вот играть без короля нельзя. Если игрок потерял в одном месте короля, он должен сделать нового в другом. Если это не получается, то тогда он проигрывает.
И есть ещё одна игра, придуманная колонистами Макаренко. К сожалению, рассказать про неё ничего не получится. Всей информации — название и одна фотография.
У доски — Виктор Терский
Вот и всё, что мне известно. И даже не могу предположить, какую часть информации об играх, придуманных в колониях под руководством Макаренко, мне удалось собрать. До его юбилея остаётся около полугода, надеюсь, за это время ещё что-то найти. Только где и как?
- Интернет не помощник. Страница автора на BGG заполнена в основном мной.
- Музей Макаренко в Москве очень маленький и не принимает посетителей с улицы. Я им больше трёх месяцев назад написал письмо на указанный на сайте музея электронный адрес, судя по всему, ответа можно уже не ждать.
- Слухи о закрытости архивов сильно преувеличены. Попасть-то в них можно, надо только иметь бумажку из профильного учреждения, что я направляюсь туда для работы над документами соответствующей тематики. И вот несоответствие тематики учреждений и моей темы сводит к нулю шанс, что я сумею такую бумажку добыть. Поэтому, пожалуй, и этот путь отпадает.
- Конечно, можно найти адрес и написать известному макаренковеду Тененбойму. Но он в своё время стал легендой ФИДО за умение так выражать мысли, что они понятны исключительно ему самому. Пока страшно.
- Наиболее перспективной кажется идея разыскать книги Терского. В 60-х годах им было написано несколько книг как раз о макаренковской педагогике. Возможно, там отыщется что-то интересное.
- Ну и есть же «матёрый человечище» Горький. Как-то ловко у него получалось дружить со всеми ведущими геймдизайнерами своей эпохи. Непонятно, может ли что-нибудь из этого получиться, но надо этот вариант тоже иметь в виду.
- Сомневаюсь в полезности этого действия, но буду также помнить, что из триады идеологов макаренковской педагогики Макаренко-Иванов-Караковский у последнего могу попробовать получить консультацию.
- И надеюсь, что может читатели что подскажут. А может у кого и книги Терского найдутся...